Оглавление
Марина Попович (в девичестве Васильева) родилась в Смоленской области, в семье сплавщика и большого любителя музыки Лаврентия Федосовича и Ксении Логиновны 20 июля 1931 г.
Биография Марины Попович
Марина с детства играла на цимбалах — отец научил, и все были уверены, что она свяжет жизнь с музыкой. Попович вспоминала:
«Мы с отцом по деревенским клубам гастролировали, имели невероятный успех: я, маленькая кнопка, дергала за 78 струн, а он рядом стоял и пиликал на своей скрипке. Так что перед войной, мне и 10 лет не исполнилось, уже практически звездой стала на родной Смоленщине».
Но началась Великая Отечественная, и Марина испытала ужас бомбежек, зверства оккупантов, видела смерть близких людей…
Коллаж из фото Марины Попович
Без вести пропал на фронте любимый отец, двоюродные браться 9 и 12 лет ушли в партизаны, и Марина решила тоже бить фашистов.
Марина Попович на летном поле
Но не успела — к моменту ее взросления война закончилась, однако желание летать осталось. Семья эвакуировалась в Новосибирск, Марина там окончила школу и поступила на сварочное отделение в Новосибирский авиационный техникум, а потом перевелась на самолетное отделение.
Марина на Ан-24
Но в аэроклубе заниматься Марине не дали — она была слишком маленького роста, всего 145 см., ноги не доставали до педалей в самолете.
Начала с прыжков с парашютом, потом, в 1948 г., совершила первый полет на УТ-2, который запомнила на всю жизнь.
102 рекорда в небе
По окончании техникума она работает инженером-конструктором на заводе, затем Марина становится летчицей-спортсменкой, но мечтает о карьере военного летчика. И тут загвоздка — после войны главной обязанностью женщин стало деторождение, слабый пол в небо не пускали. Марина Васильева с трудом добилась аудиенции Климента Ворошилова, и тот дал согласие.
Попович в кабине истребителя
Новый поворот в биографии — с 1960-х годов Попович осваивает реактивные самолеты, в 1964 г. становится единственной в СССР женщиной — военным летчиком-испытателем 1-го класса. В течение нескольких лет она установила более сотни мировых рекордов в авиации, причем несколько — на самолете Ан-22 «Антей», на котором не летала ни одна женщина.
Могла бы стать и космонавтом
В 1962 г. Марина Попович проходит медкомиссию для зачисления во II отряд космонавтов, но ее кандидатуру не согласовывают — вроде как обнаруживается повышенный кислородный обмен, что странно для летчицы, преодолевавшей 18 км. высоты и сверхзвуковые скорости. Она продолжает испытывать самолеты, причем ее не отвращают от неба даже внештатные ситуации: в время одного из полетов у самолета загорелся двигатель, машина упала, замок кабины заклинило, и только чудом ей удалось выбраться из горящего самолета. В другой раз отказала система кислородного обеспечения на ЯК-25РВ, Марина Попович подключила аварийную и потеряла сознание, падая с 17 тысяч метров. На высоте 8000 м. Марина очнулась и выровняла машину, практически благополучно приземлившись. Попович представили к званию Героя Советского Союза, но главком ВВС Кутахов был против:
«Еще чего не хватало – уже и бабы у нас летают!»
В 1969 г. Попович защитила кандидатскую диссертацию «Увеличение дальности полета за счет ламинаризации и методика летных испытаний самолетов с управлением ламинированным обтеканием».
Марина Попович — преподаватель
У нее был 2-х летний перерыв в летной карьере, вернуться в небо помог Олег Антонов, генеральный конструктор ОКБ, и она незамедлительно согласилась.
Попович и Антонов
У Антонова Попович работала в 1979—1984 гг., подбирала девушек-авиаторов специально для полетов на рекорды, и женский экипаж под руководством Попович установил 71 мировой рекорд в небе. В 53 года Марина Попович завершила лётную карьеру.
Награды, общественная деятельность
За свою жизнь Марина Попович написала 14 книг, из которых наиболее значимы «НЛО над планетой Земля» (удостоена премии М.В.Ломоносова) и «Я — лётчик. Воспоминания и размышления», она член Союза писателей России, а также является автором сценариев к фильмам «Букет фиалок» и «Небо со мной».
Книга Марины Попович с автографом
Попович награждена орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почёта», Золотой авиационной медалью ФАИ, является Заслуженным мастером спорта СССР, лауреатом Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия».
Марина Попович — обладатель множества наград
Попович являлась участницей женского движения « Надежда России» и была активисткой КПРФ. В интервью «Советской России» в 2010 г. Попова объяснила свою деятельность такой причиной:
«Сейчас быть в КПРФ — это как в партизанском отряде. Моя цель — отстоять отечественную авиацию. Эти же цели у коммунистов. Нынешнее время — бесплодно, его символ — уничтоженный Буран».
Также Марина Лаврентьевна была вице-президентом Международного Центра Рерихов, занимала пост проректора НОУ ВПО «Институт управления», являлась действительным членом нескольких академий наук.
Кстати, Попович увлекалась уфологией, утверждала, что трижды сама встречалась с НЛО, всерьез изучала эту тему.
Личная жизнь Марины Поповой
Во время учебы в Новосибирске Марина знакомится с курсантом Павлом Поповичем, будущим космонавтом и своим мужем.
«На первое свидание Павел не догадался купить цветы. А может, просто не подумал или некогда было. А я накануне летала, у нас на аэродроме росло много ромашек – собрала букет и ему подарила. Он был крайне смущен, взял цветы, покрутил, потом прижал к груди. Прошло много лет, и оказалось, что эти ромашки он засушил и, когда летел в космос, взял их с собой».
Поженились они только в 1955 году, через год родилась дочь Наташа, в 1967 г. — Оксана.
Семья Поповичей
Интересно, что Попович вплоть до четвертого месяца беременности не прекращала полетов. С первым мужем Марина прожила 30 с лишним лет и развелась. Он ревновал ее к успеху, хотя сам был Героем Советского Союза, конечно, это не могло не сказаться отрицательно на личной жизни. Две эти сильные и амбициозные личности, хотя договорились не мешать друг другу, все же расстались.
Марина с дочкой
Их дочери Наталья и Оксана обе окончили МГИМО, Попович бабушка двух внучек и внука. Марина охарактеризовала себя как мать так:
«Я дочерей практически не воспитывала. Была у меня одна женщина в нянях, которая жила у нас два года, потом дети ходили в ясли, садик. Нельзя было объять необъятное. Я не успевала. Когда они стали подрастать, я сказала: дети, делайте, как я, и прочтите десять заповедей. Просто выписала им десять заповедей, они ещё со времен Моисея известны. Но Иисус Христос их поддержал. И больше ничего».
Второй муж, Борис Александрович Жихорев, тоже летчик, генерал авиации в отставке, начальник разведки армии, вдовец, добивался брака с Мариной довольно долго, он был моложе Попович на 17 лет.
Попович и Жихорев
В предисловии к книге Марины «Я-летчик» Б. Жихорев написал:
«Пройдет время, люди забудут имена тех, кто сегодня не сходит с экранов и страниц средств массовой информации. И потомки свяжут наше время с именами Ю. А. Гагарина, С. П. Королева и других настоящих Героев. Среди этих имен навсегда сохранится и имя великой женщины XX века – Марины Попович. Я глубоко убежден в этом».
Они поженились, когда Попович было 55, это был счастливый брак.
Причина смерти Марины Попович
Марина Лаврентьевна в последнее время жила в пос. Мостовском Краснодарского края, в собственном доме.
Марина Попович на кухне
Умерла Марина Попович 30 ноября 2017 года, в 86 лет, похороны состоялись на Федеральном военном мемориальном кладбище в Мытищах Московской области, на могиле ее была установлена мраморная табличка с именем, отчеством, фамилией и датами жизни. Похороны прошли с отданием всех армейских почестей.
Причины смерти Попович не были названы, как сообщили СМИ, но они носили естественный характер. Именем этой великой женщины названы улица в Мостовском, звезда в созвездии Рака, открыт памятник на аэродроме «Чкаловский». Марина Попович — легенда авиации, вписавшая золотом свое имя в историю России.